На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-9-19 на главную / новости от 2003-9-19
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 19 сентября 2003 г.

Человек, совершенствующий мышеловку

Даг Энгельбарт не похож на «чокнутого ученого». Скорее, 78-летний инженер относится к тому типу людей, которые голосуют на каждых выборах и предпочитают лучше пройти три квартала, чем близко припарковаться, перекрыв кому-то дорогу.

И тем не менее вот уже больше двадцати лет человек, который изобрел компьютерную мышь, то и дело оказывался на переднем крае науки.

В 1951 году Энгельбарт выступил с идеей применения ручного устройства для манипулирования данными в компьютере. Во время Второй мировой войны он узнал, что шкалой и другими элементами дисплея радара можно управлять при помощи руки. Именно тогда он понял, что тот же метод можно применить и для компьютерного дисплея. Энгельбарт предлагал провести исследование на эту тему и когда работал в лаборатории Ames Aeronautical Laboratory (исследовательский центр NASA), и когда был профессором Калифорнийского университета в Беркли.

«Как минимум десять лет все считали меня сумасшедшим», — рассказал Энгельбарт в интервью во время организованных швейцарской компанией Logitech на прошлой неделе торжеств по поводу выпуска 500-миллионной мыши.

Впоследствии Энгельбарт занял пост в компании SRI International (позднее переименованной в Stanford Research Institute). Там он работал над компьютером на магнитных сердечниках — этот проект канул в Лету. «Меня просили не рассказывать об этом», — сказал он в интервью.

Наконец, в 1963 году исследовательская группа Энгельбарта в SRI получила грант NASA на изучение интерактивных устройств для дисплеев. Из восьми или девяти разных устройств, анализируемых группой: указок, джойстиков, трекболов, — лучшие результаты показала коричневая деревянная коробка с двумя колесиками и красной кнопкой. «Никто не помнит, кто предложил название, но все мы стали называть ее „мышью”», — вспоминает Энгельбарт.

Тем не менее NASA так и не приняла эту идею, даже после успешного публичного дебюта мыши в декабре 1968 года на конференции Joint Computer Conference.

Билл Инглиш, сконструировавший первую мышь на базе разработок Энгельбарта, перешел из SRI в исследовательский центр Xerox в Пало-Альто (PARC) и начал работать над устройством ввода данных вместе со Стюартом Кардом, специалистом по человекомашинному взаимодействию. В Xerox мышь оставалась чисто лабораторной игрушкой до тех пор, пока в начале 80-х — через 30 лет после возникновения идеи — ее не скопировала Apple Computer.

Большинство людей смотрит на компьютерную мышь как на нечто само собой разумеющееся. Она была всегда и работала всегда одинаково. Конечно, это устройство вездесуще. По данным Logitech, 500 млн мышей, составленных в ряд, без шнуров, опоясают Землю 1,6 раза.

Тем не менее большинство специалистов не оценило потенциала идеи. Даже после того, как мышь проявила себя в действии, многие компании от нее отказались. «IBM очень долго была категорически против», — говорит Кард. Но и после того, как IBM решила взять мышь на вооружение, Logitech не получила контракт. «У нас не было машины для уничтожения документов», наличия которой требовала IBM, вспоминает председатель правления Logitech Дэниел Борел.

В значительной мере технология мыши выжила потому, что она почти идеально гармонирует с координацией человеческой руки и глаз, говорит Кард. Если изобразить на экране две точки и водить от одной к другой при помощи разных устройств, то мышь позволяет это делать быстрее и точнее, чем джойстик, track-pointer или touchpad, — даже если все механизмы работают с одной и той же скоростью.

Единственное устройство, способное работать лучше, говорит Кард, это электронное перо. Однако на практике мыши зарекомендовали себя лучше перьев. Дополнительное время, затрачиваемое на то, чтобы отыскать перо и взять его в руку, отодвинуло перо на второе место.

Объяснение этому феномену дает закон Фиттса, который гласит, что время попадания в цель зависит от расстояния до нее и ее размера. Лично мне кажется, что ответ нужно искать еще в каменном веке: гомо сапиенс гораздо дольше швырял камни, чем играл в компьютерные игры, поэтому махательное движение кажется естественным.

Ввиду этого биологического феномена мышь — в отличие от микропроцессоров или графических чипов — остается почти неизменной. Два важных усовершенствования состояли в переносе шнура из задней части устройства в переднюю, а главной кнопки — с правой стороны в левую.

Интересно, что Энгельбарту не нравится, когда мышь ассоциируют с простотой. Он уверен, что лучшие, более развитые устройства ввода-вывода могут усилить сотрудничество и кооперацию. За прошедшие годы он разработал устройство управления для обеих рук — в одной руке мышь, а в другой пятиклавишная клавиатура — позволяющее, как показывают результаты экспериментов, ускорить решение некоторых задач.

Главный недостаток подобных устройств в том, что они требуют обучения. Но кто из нас в детстве остановился на трехколесном велосипеде? Все мы смогли освоить более сложный двухколесный, говорит Энгельбарт.

 

← август 2003 15  16  17  18  19  22  23  24  25 октябрь 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!