На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2006-8-31 на главную / новости от 2006-8-31
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 31 августа 2006 г.

Creative Commons — решение проблемы авторских прав?

Адвокат Эрик Синрод утверждает, что группа приобретает влиятельных союзников в попытках революционизировать традиционное авторское право

Вы слыхали о Creative Commons? Если нет, то скоро услышите.

Creative Commons состоит из американской благотворительной корпорации и британской некоммерческой компании. Эта организация убеждена, что тотальное авторское право не помогает многим артистам и антрепренерам добиться известности и широкого распространения записей, к которым они стремятся. В результате все большее их число обращается к «инновационным бизнес-моделям», которые гарантируют окупаемость творческих инвестиций.

Здесь-то и вступает в игру Creative Commons, бесплатно предлагая на своем веб-сайте широкий набор лицензий.

Участники споров по поводу контроля над произведениями слишком часто скатываются к крайностям. С одной стороны спектра парадигма тотального контроля, которую Creative Commons характеризует как мир, в котором регулируется каждый случай использования произведения и где стали нормой примечания «Все права защищены». С другой стороны спектра анархичный мир, в котором авторы пользуются широкими свободами, но беззащитны перед эксплуатацией.

Организаторы Creative Commons обеспокоены растущим дисбалансом, отсутствием компромисса и умеренности. Организация была создана в 2001 году с целью возродить движущие силы системы авторских прав, которая некогда эквивалентно оценивала новизну и устанавливала степень защищенности. Группа утверждает, что стоит за «кооперацию и коллективизм, но добровольными и свободными средствами». Creative Commons старается предложить авторам способы защиты произведений, в то же время поощряя их к определенным моделям использования. Она хочет улучшить систему, характеризующуюся все более ограничивающими правилами по умолчанию посредством «разумного и гибкого авторского права».

Как это работает? Группа создала веб-приложение, которое помогает авторам делать свои произведения всеобщим достоянием или сохранять авторские права, лицензируя их бесплатно в определенных целях на определенных условиях. Лицензии Creative Commons не предназначены для программного обеспечения. Они нацелены на другие типы творчества, такие как музыка, кино, фотография, веб-сайты и литература. Кроме того, Creative Commons разработала специальные метаданные, которые можно включать в «произведения со статусом всеобщего достояния или в лицензируемые произведения для их автоматического объединения».

Например, автор онлайнового произведения может выбрать на сайте Creative Commons подходящую ему лицензию и получить код HTML, который автоматически генерирует кнопку «некоторые права защищены» с примечанием, что произведение лицензируется по лицензии Creative Commons, или кнопку «права не защищены», если он решил сделать свое произведение всеобщим достоянием.

Creative Commons приобретает популярность среди известных авторов. В мае этого года организация объявила, что новый сингл группы Pearl Jam «Life Wasted» распространяется по лицензии Attribution Non-commercial No Derivatives, которая допускает международное копирование, распространение и легальный обмен записями клипа.

В том же месяце люди получили возможность легально делать ремиксы и распространять свои собственные версии двух разных песен из альбома «My Life in the Bush of Ghosts» Дэвида Бирна и Брайана Ино по лицензии Creative Commons Attribution Non-commercial Share Alike.

Похоже, что Creative Commons действительно предлагает гибкие варианты авторских прав. Как всегда, время покажет, удастся ли этой организации создать настоящее движение, набирающее популярность.
Обсуждение и комментарии

Максим
1 Sep 2006 6:14 PM
Месяца три назад обсуждали, стоит ли использовать CC в качестве лизензии для документации. Юристы из debian-legal сказали -- не стоит, черезчур много дыр, особенно понравился пример с ReiserFS (Reiser -- имя автора проекта). Если бы ReiserFS имело лицензию СС, она должна была бы называться ReiserPupkinWhoeverEtcFS, т.к. СС требует равного указания авторства для всех.
 

eXOR
2 Sep 2006 12:47 PM
Походу еще одна конторка хочет пожать лавры FSF.
 

tstone - saldomail.ru
5 Sep 2006 8:11 AM
Почему все решили что "авторские права" автоматически определяют "потребительские обязанности"?

Посмотрел фильм или послушал песню - не понравилось. С чего это я должен чего-то платить автору? Только потому что ему этого хочется и кто-то из его хотелок закон сделал?! Да идет он лесом со своим "хочется".
 

AlexB
5 Sep 2006 3:19 PM
2tstone: Вы путаете авторские права и отношения потребителя и продавца. Не хотите - не потребляйте. Авторские права регулируют правообладание на то нематериальную интеллектуальную собственность, что человек производит сам или с помощью инструментов. Причем ту часть прав, которая регулирует признание авторства за автором. Имущественные права и copyright могут быть и проданы. Авторство - нет.
Оплата того что сделал автор не лишена смысла. Автор хочет кушать. Если он ничего не будет получать за свой интеллектуальный труд, он ничего не будет производить. А вы ничего не сможете от него получить. И все мы вернемся в непонятнокакой век (звериный), в котором лучше всего кушали те, кто добывал еду сам. При этом вам придется работать исключительно физическим трудом, ибо платить за интеллектуальный вам естественно никто не будет. ;)
 

Рнкщ
12 Sep 2006 10:20 PM
2eXOR:
Насколько я понимаю, FSF хочет, чтобы все раздавалось исключительно бесплатно, а здесь автор сам решает, что можно, что нельзя, а что можно, но за деньги.
 

Шуруп
7 Oct 2006 8:48 AM
Рнкщ, вы неправильно понимаете основу идеологии FSF. Свободный -- это не значит "бесплатный". Совершенно разные понятия, которые нельзя путать.
 

 

← июль 2006 21  22  23  24  25  28  29  30  31 сентябрь 2006 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!